Многие сегодня представляют Чернобыль мрачным заброшенным городом, где на пустых улицах высятся брошенные дома. На практике оказалось несколько иначе. Летом Чернобыль очень… зеленый. Нет, правда – он зеленее многих наших дворов, потому что природа уже очень быстро берет свое. Но обо всем по порядку.
Чтобы добраться до искомого объекта, требуется пройти 2 КПП: Дитятки (по названию села, что здесь раньше было) – чтобы попасть в 30километровую зону отчуждения, и одно из внутренних КПП – за которым начинается 10километровая зона обязательного выселения. Конечно, и сейчас там есть люди. Работают 4 через 3 суток или 15 через 15. Постоянно жить в этой зоне нельзя. Рискуют так делать разве что самоселы, вернувшиеся в родные дома после катастрофы.
По сути, заселять предполагалось некоторые районы, считавшиеся чистыми, но когда началась первая волна заселения, люди стали возвращаться. Все же в этой местности в основном были села – а люди там простые, и загадочная радиация, которой не видно и не потрогать, была им совершенно непонятна. Так было и во время выселения, когда выселяемые боялись оставлять нажитое добро, а те, кого оставляли (в безопасных районах), были уверены, что умрут.
Но отвлечемся от старых времен и вернемся к поездке.
читать дальшеНа въезде в Чернобыль, как и положено в каждом городе, стоит небольшой монумент.
Дороги практически без движения. В этом направлении ходят экскурсионные автобусы, маршрутки и очень редко частный транспорт. Кстати о маршрутках – не стоит пытаться проехать на них в Чернобыль. Если у Вас нет пропуска, будете сидеть на КПП Дитятки в компании веселой охраны, пока маршрутка не покатится назад.
Чернобыльская почта. Она работает, и любители пост-кроссинга могут отправить оттуда письмо, ну или самому себе на память. Тут же есть табло с бегущей строкой. Но вместо курсов валют и температуры воздуха оно показывает степень загрязнения, в микрорентгенах. Такая информация для местных жителей куда более актуальна.
С радиацией здесь, кстати, нужно быть осторожным. Она действительно меняется в зависимости от места – например, на дороге ее меньше, а на траве больше. Когда проезжали через печально известный Рыжий Лес, показания счетчика подскочили в 10 раз – при том, что мы сидели в автобусе.
Въезжаем с поселок. Дома разрушены практически все, за почти 30 лет все, что было из дерева, развалилось.
Строения НовАрки, компании-строителя нового, более совершенного саркофага для нашей локальной ядерной катастрофы. Нынешний саркофаг рассчитан на 30 лет (т.е. вот уже почти негоден). Кстати, касательно новостей о проломленной крыше. Так и есть, крыша в четвертом энергоблоке проломилась под весом мартовского снега. Но катастрофы в этом нет – пострадало только техническое здание, радиационный фон (а мы замеряли его метрах в 200 от блока) нормальный. Но все равно, вовремя народ сообразился с новым куполом.
И вот наконец через окна автобуса мы видим 5-6 реакторы. Они так и не были достроены, краны стоят здесь уже 30 лет. Это… стальной монстр с ржавыми опасными щупальцами. Произвел куда больше впечатления, чем даже печально известный 4 энергоблок.
Он же, но уже сфотографированный во время остановки.
И даже немного меня на его фоне
А вот наша группа, и наш «крошечный» автобус, который в последний момент заменил сломавшийся микро-автобус, который и должен был изначально нам везти. Скажете, круче кататься в двухэтажном автобусе и все смотреть? Увы, но как показала практика, в Чернобыль лучше ездить на ооочень маленьком транспорте. Но об этом ниже.
Едем дальше. От 5-6 энергоблоков подбираемся к 4му. Он стоит рядом с третьим, по сути все они попарно, и вся структура у низ сильно завязана – потому когда перестал работать 4й, его ядерный сосед тоже вышел из эксплуатации. Кстати, если я ничего не напутала, последний (1) реактор вывели из эксплуатации сравнительно недавно. Проще говоря, Франция (вроде ж она?) выделила деньги на постройку нового в другом городе. Из серии «нате, стройте, только уберите тот беспредел что у вас торчит в Зоне».
На подъезде можно увидеть собачку. Вообще животные в городе есть, хоть и мало. Люди тоже есть. И так странно смотреть – по совершенно пустой улице идут под зонтиком две женщины, о чем-то говорят, так мирно, уютно. А вокруг ни души.
Кстати, так как в Чернобыле запрещено проживать несовершеннолетним, в городе и окрестностях нет родильных домов, садиков и школ. Нет также и развлекательных заведений типа кино, театров и прочего. Все остальное есть и функционирует – в частности магазинчики с логотипов «NovArka»
Вот он, собственно, 4й энергоблок. Его тут будет еще много с разных ракурсов. Пока мы объезжали вокруг станции, фотографировать было строго запрещено. Почему – непонятно, т.к. «это по сути уже не станция, это труп» (с). Но, несмотря на запрет, фотографии все же делали – т.к. понятия на имели, где будем останавливаться и что удастся увидеть. К чести организаторов скажу, что останавливались в правильных местах и видели все самое интересное.
А это арка, творение группы компаний с названием NovArka. Это же – будущий саркофаг, который поднимут на высоту 180м (чтобы полностью закрыть энергоблоки 3 и 4 с трубой (красной – синюю срежут) и по рельсам «накатят» на энергоблоки. Внутри арки есть датчики для отслеживания ситуации внутри саркофага.
Разные виды на старый саркофаг
Даже немного странно видеть его так неожиданно близко.
И вот, насмотревшись на мрачную достопримечательность, мы едем знакомиться с городом. Т.к. станция была в поселке, по пути проезжаем села. Тут сохранились только кирпичные дома – деревянные настолько впитали в себя радиацию, что их пришлось закопать. Теперь можно увидеть едва приметные холмики в земле, почти невидные на фоне природного ландшафта.
Приехав в город, вырулили на дорожку – но через десяток метров автобус встал. Деревья так разрослись, что их ветви буквально перегораживали путь. Пришлось сдавать назад. Уточнила – что ж это за тропинка такая, неужели пошире нет? Нет, говорят, вообще-то это – главная улица города. Была когда-то.
В итоге пошли пешком. Через лес по боковым улицам. Через… джунгли в буквальном смысле. Природа взяла свое настолько, что домов практически не было видно. Причем не просто сельских домиков – а настоящих многоэтажек.
Многие строения едва просматривались в листве, и приходилось быть очень внимательными, чтобы не вообще их увидеть.
Было нездоровое ощущение санатория – все зеленое, полезный свежий воздух, деревья, травка. Вот только в траву это ну никак нельзя ходить.
Если не смотреть в выбитые окна, можно представить себе, что это просто старая дорога, за которой никто не смотрит.
Этот объект вроде как очень популярен у любителей Сталкера, но я понятия не имею, что это для них. По факту – почта, парикмахерская и еще что-то.
И наконец асфальта становится больше – мы выходим на площадь. Здесь деревья еще не покрыли местность, хотя в некоторых местах уверенно ломают асфальт и бетон.
Такие силуэты-тени, как на стене слева, тут не редкость. Неизвестно, кто именно их рисовал, но очень символично.
А этот более поздней серии, и очень хорошо вписался с человеком перед ним.
Главная площадь города.
Есть граффити не только черные, но и цветные.
А вот знаменитый парк аттракционов. Здесь не только то-самое-чертово-колесо. Есть и другие – например сталкивающиеся автомобили, качели –лодочки, «ромашка». Парк так никогда и не был официально запущен. Его предполагалось торжественно открыть на 9 мая, и все аттракционы запускались только в пробном режиме. На колесо сперва грузили мешки с песком, чтобы убедиться, что выдержит. Потом стали пускать людей, а позже даже некоторые желающие прокатились в желтых кабинках. А потом взорвался реактор, и всем стало не до того.
Зелени нет только на самой площади. Стоит подойти к краю – и снова за деревьями едва проглядывают дома.
Снова город. Телефонная будка – уже без автоматов. Говорят, отсюда многое утащили и вывезли. По сути люди, покидая свои дома, оставляли все. И когда начали возвращаться, то эти самые охранники из оцепления опасной зоны уже шарились по домам. У каждого даже была своя специализация – по золоту, по одежде, по мебели. Можно только посочувствовать тем, кто в итоге все это купил с рук, не зная, откуда ноги растут.
Дерево – ну и я
Этот дом окончательно зарос.
А этот еще немного видно.
Тут явно была проезжая часть – опознать это сейчас можно только по знаку переходного перехода. Сейчас по дорожке могут идти в ряд в лучшем случае три человека.
(продолжение следует, ибо фотки еще есть, а пост уже большой)