А может быть, ЕГЭ по русскому - это не так уж и плохо? Размышления учителя-словесникаКогда ЕГЭ и прочие ГИА
(сейчас называется ОГЭ - выпускной экзамен в классе) только появились, началось великое бурление умов. Лучшие люди страны находили в заданиях и вариантах ответов
ошибки, формат тестирования не ругал только ленивый.

Задания совершенствовали, но это порождало только новый шквал критики: вопросы составлены с подвохом, и ответить правильно может только студент профильного ВУЗа. Да и отличное знание теории не показывает высокий уровень понимания предмета. Если говорить о русском языке: Вы сами давно вспоминали сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных частей? То-то! А проверяется это у всех, а не только у поступающих на филфак.
"Но есть же и сочинение! Пожалуйста, покажи владение письменной речью! А разобрать ряд тем, которые проверяются в тестовой части, не так сложно" — слышу ваши голоса. Да, есть такая часть, как сочинение, строящееся по жесткой схеме. Хочешь получить высокий балл? Спрячь свое творчество подальше и пиши по шаблону!
"А так ли это плохо?" — задумалась я."А так ли это плохо?" — задумалась я. И пришла к выводу, что подобная форма отвечает не только требованиям быстроты проверки, но и духу времени.
Дело в том, что многие перешли на виртуальное общение, а если и общаются в реальности, это либо деловые контакты (официально-деловой стиль), либо беседа в неформальной обстановке (разговорный стиль). Вообще, разговорный стиль, с его краткостью, "проглатыванием" части фразы, которая понятна участникам разговора ("Ну что?" - спрашивают друг друга студенты. Им не нужно говорить: "Ну, как прошел экзамен? Трудный билет попался? Много задавали вопросов?"
распространяется все шире, заменяя литературный. В результате вместо полноценных высказываний мы используем отдельные "знаковые" фразы.
Приведу еще несколько примеров. Вместо "Как же я за тебя рада! / Здорово, что ты сумел занять первое место на олимпиаде!" мы говорим "Круть!" или вообще ставим смайлик. Небезызвестная "Печааалька..." заменяет выражение горя. Вместо восхищения и аргументации мы пишем "Ми-ми-ми!" Многие пишут так, что начало мысли, ее середина и завершение представляют собой отдельные сообщения.
Например:
Сообщение №1. Отпуск дают.
Сообщение №2. Но он маленький.
Сообщение №3. И не летом.
Сообщение №4. Хочу новую работу!
Нам становится лень высказываться развернуто. В результате создается этакий "птичий" язык, характеризующийся краткостью, эмоциональностью, меметичностью и телеграфным стилем. Это если мы высказываемся в виртуальности, а не делаем перепосты с "содержательными"комментариями "Крутяяяк!", "Красавчик!" etc.
Дети страдают больше всего: им становится трудно читать большие тексты, построенные из длинных предложений; строить объемные высказывания так, чтобы не была нарушена логика.
Именно поэтому в условиях обязательного общего образования оказывается необходимым натаскивание на шаблон. Мертвый, неинтересный, плоский, но подразумевающий, во-первых, аргументацию, а не просто эмоциональный выкрик, а во-вторых, сохраняющий логику.
Так что формат мертворожденного, пластмассового сочинения, образцы которого похожи, как близнецы братья — это не только попытка облегчить проверку (и оценку!) в масштабах нашей огромной страны, но и, вероятно, последняя возможность научить краткому и аргументированному связному высказыванию.
Обидно, что от этого страдают творческие дети, чей потенциал учителя должны развивать (у нас же индивидуальный подход!), а в 8-9 классе сказать: "Ты, конечно, деточка, молодец, но на экзамене ты завалишься, если будешь плетением словес заниматься". С другой стороны, уж творческого и толкового ребенка не так сложно за пару-тройку занятий натаскать на этот шаблон.
Это не значит, что раньше (в каком-либо из "раньше"
все говорили, как Пушкин или Цветаева. Но, на мой взгляд, было больше возможностей употреблять не только разговорный стиль, но и литературно-художественный.

))))
интересно, что, насколько я понимаю, по мнению автора, официально-деловой стиль для вчерашних студентов и сегодняшних соискателей работы, видимо, не предполагает развернутых связных мыслей...
А те, кто и так умеют, один раз в жизни перетопчатся, написав по шаблону. Это как посуду вымыть - понимаем, что скучно и "ни о чем", но необходимо.
а откуда они уметь будут, если школа натаскивает на ЕГЭ? ))))
я, конечно, не специалист в образовании, поэтому понимаю, что выгляжу на уровне "Я Пастернака не читал...." ))))
но подобные рассуждения учителей (!) вводят меня в ступор, честно скажу )))
все-таки та школа, которую мы с тобой заканчивали, ориентировалась на высшую планку, а не на тех, кто "первый нах". По крайней мере, мне очень повезло со школой ))). К примеру, учительница истории говорила так: дети, даты, конечно, учить нужно, но ничего страшного, если вы забудете дату Тегеранской конференции, если вы сможете четко объяснить, для чего она была, и что было потом.
Школа, ориентирующаяся на "первый нах", описана в книжке "Вверх по лестнице, ведущей вниз" ((( Думаю, ты прекрасно эту книжку помнишь. Это атас.
Меня еще вот что пугает. Я понимаю, что расслоение общества на классы - это нормально. И вижу по детям своих приятелей, что чьи-то дети ходят в элитные школы, а чьи-то - в "первый нах". Но. Это возможно, если для "первых нахов" отстроена система хороших (!!!) ПТУ и прочего среднего образования. Тогда окей, кто не хочет тереть мозги, заканчивает восемь-девять классов средненькой школы и идет учиться на продавца, парикмахера и т.д.
Отдельно для меня стоит обучение рабочим техническим специальностям. Если человек окончит хорошее ПТУ и станет прекрасным слесарем, ура, квалифицированные профессии сейчас очень нужны. И хорошо бы это правильно пиарить в стране, а то у нас сформировалось устойчивое мнение, что все, кто работают руками, - быдло и неучи. Ничего подобного, у каждого нормального слесаря есть шанс стать директором завода со временем ))).
Но! на мой взгляд, важно, чтобы те, кто не хочет тереть мозги, не могли попасть в ВУЗы. Чтобы высшее образование было только для тех, кто хочет и ответственно к этому подходит.
Что происходит у нас. ЕГЭ облегчил доступ в ВУЗы, ВУЗы все поголовно стали "университетами" и выпускают горе-специалистов, которые не умеют думать. Они мыслят шаблонами. Мне такие звонят периодически ))), предлагают услуги нашей фирме. Им объясняешь:
- Ребята, ваш шаблон в нашем случае не работает. Вот потому-то и потому-то. Вы можете предложить план А?
- Нет, у нас только план Б, но он работает! Это вам только кажется, что он не работает!
Подумать вправо-влево, за редким исключением, этот офисный планктон просто не в состоянии....
Но... про то что "неучи" не должны попадать в ВУЗы тоже справедливо, все же отбор должен быть.
Хотя в ВУЗах вроде разные проходные баллы с ЕГЭ, т.е. с низким баллом возьмут в не котирующийся слабенький ВУЗ, т.е. что-то типа ПТУ по сути. Я увы тоже не знаю, как там все строится, т.е. есть ли вообще баллы в ЕГЭ
я тоже не эксперт по ЕГЭ ))), хотя мне попадались вопросы по истории, например, и я была удивлена вариантами ответов. Например, "после ВОВ Сталин затеял индустриализацию и ориентировался на развитие тяжпрома в ущерб легкой промышленности. Варианты ответов: 1. да, Сталин был прав на все 100%; 2. нет, его решение однозначно не принесло ничего хорошего". А где третий вариант, который есть правильный, что "были такие-то плюсы, такие-то минусы его решения"?...
Но, вероятно, система доделывается, подобные косяки, надеюсь, будут вычищены... Но все равно хорошая советско-российская школа учила думать, а не заучивать, как звали лошадь Вронского. Тем более у тех же англичан и американцев система образования типа ЕГЭ давно вызывает вопросы; я натыкалась недавно на некое американское исследование, где говорилось о крайне скудном лексиконе подростков (в цифрах там приводилось), а в результате, по данным опросов, работодатели отмечают, что у значительного количества ищущих первую работу проблемы с речевым самовыражением. То есть провален тот самый деловой навык, о котором в твоем перепосте говорит учитель, и вчерашние студенты изъясняются в стиле "yeah, but yeah".
ИМХО, в идеале было бы здорово, если бы школа и думать учила, и натаскивала на тест (потому что в едином экзамене из школы/в ВУЗ действительно много плюсов, это минус стресс для поступающих). Но много ли школ в состоянии так действовать... У меня была дайри-знакомая, которая работает учителем английского в средней школе. Она рассказывала, что на правах ребенка крышечка уже едет: нельзя выставить из класса, даже если хулиганит буйно и мешает остальным; нельзя долго ставить одному и тому же ученику заслуженные тройки, потому что это засчитывают в минус учителю, а не ученику, и что-то еще такое веселое. А это уже грустно, потому что, на мой взгляд, хорошее среднее образование (пусть на три-четыре балла, но заслуженных) хорошо бы иметь всем. А если учителя будут вынуждены делать вид, что их троечники - гении...
Однако такими темпами неизбежно и дальше пойдет расслоение школ на элитные (куда поступают дети, хорошо подготовленные родителями, умеющие в первом классе бегло читать, писать и знающие таблицу умножения и т.д) и "первый нах" (где сорок минут в первом классе будут читать по слогам "мама мыла раму"), и вот тут вопрос, чтобы в Минобразования понимали, а кого мы на выходе хотим получить. Я понимаю систему, когда есть в стране 10-20 (или сколько нужно, тут важно посчитать, я беру цифры с потолка) серьезных ВУЗов с техническими и гуманитарными специальностями. С высоким баллом по ЕГЭ. Кто не прошел или просто не хочет в ВУЗ - есть профучилища (адекватные, а не в режиме "в ПТУ пойдешь, раз больше ни на что не способен"). Тогда мы имеем понятную систему.
А сейчас с большим количеством слабеньких ВУЗов проблема вот в чем: пусть ВУЗ основан на базе шарашкиной конторы, все равно формально его выпускник - специалист с корочкой. И его мама-папа пристраивают по блату в серьезную фирму, потому что формально он соответствует требованиям (корочка-то есть!), и бедные его коллеги... Или множатся фирмочки с гордыми названиями а-ля "Академия маркетинга и внешних связей", хотя сотрудники и директора этих фирмочек не соображают на самом деле ни в маркетинге, ни во внешних связях. Или эти горе-специалисты идут продавцами в магазины, и это именно те продавцы, которые хамят и презрительно смотрят на покупателей, потому что они же специалисты с корочкой, а вынуждены "опускаться до презренной работы в магазине".